Плавники для серфбордов

Первый случай установки плавников на доску для серфинга датирован 1935 годом и связан с именем Тома Блэйка (Tom Blake). До этого управление доской заключалось в опускании стопы в воду. В 1940-х годах Боб Симмонс (Bob Simmons) придумал устанавливать на доску два плавника. В 1980-х годах Симон Андерсон (Simon Anderson) совместно с Гари Макнабом (Gary McNabb) впервые поставили на серфборд три плавника и назвали эту конструкцию Thruster. Практически в то же время проводились эксперименты с четырехплавниковыми досками, но они не применялись широко вплоть до начала 2000-х годов. Сегодня на серф-спотах мира можно встретить доски без плавников, с одним плавником, с двумя, тремя, четырьмя, пятью и даже семью плавниками.

Плавники (fins) обеспечивают доске стабильность, маневренность и позволяют серферу управлять доской.

Виды плавников для серфбордов

  • несъемные плавники – применялись на старых моделях досок. Такие плавники обеспечивают доске прочность в хвостовой части, но у них есть существенный недостаток: при поломке их сложно ремонтировать и невозможно заменить. Кроме того, они крайне неудобны при переездах.
  • съемные плавники – наиболее часто встречающийся вид плавников на сегодняшний день. Они просты в использовании: всегда можно поменять набор на новые плавники в случае поломки или для апробации другого профиля плавников.

Системы установки плавников

 fin system

Futures – закладные такой системы позволяют устанавливать плавники по разным схемам. Каждый плавник фиксируется винтом.

Rainbow fin Co. – аналог Future, но с меньшими по размеру закладными под установку плавника.

FCS – альтернатива Future. Система разработана в 1990-х годах компанией FCS (Fin Control Systems), созданной в Австралии Брайаном Витти (Brian A. Whitty). Фиксация плавников осуществляется без винтов. Плавники устанавливаются в гнезда в доске с помощью двух зубов.

Кроме того, существуют мягкие плавники – плавники с мягкими гранями для защиты серферов от возможного травмирования. Чаще всего устанавливаются на досках для новичков. Не рекомендованы для продвинутых серферов и профессионалов, поскольку они существенно уменьшают маневренность и отзывчивость доски.

 Основные параметры плавников

fin design

Глубина (Depth) – расстояние от конца плавника до дна доски (глубина погружения плавника в воду). Чем больше глубина, тем лучше доска контролируется на повороте и меньше соскальзывает под действием центробежной силы.

Длина основания плавника (Base) – измеряется в самой широкой части (у дна доски). Чем больше длина основания, тем лучше управляемость и выше скорость серфборда. Малая длина основания позволяет делать более резкие повороты.

Площадь боковой поверхности (Area) – измеряется в квадратных миллиметрах. Чем больше площадь боковой поверхности плавника, тем лучше он держит доску при резких поворотах, предотвращая соскальзывание доски под действием центробежной силы. Чем выше (или тяжелее) серфер, тем бОльшая площадь плавников необходима его доске.

Rake – геометрический размер, характеризующий расстояние, на которое конец плавника выступает за пределы основания. Чем больше Rake, тем быстрее и стабильнее доска, но менее маневренна. Меньшая величина Rake уменьшает радиус поворота доски, но снижает скорость и стабильность.

Sweep – угол наклона плавника на виде сбоку. По сути, это аналог Rake. Разница лишь в том, что Rake – линейная величина, а Sweep – угловая. Чем меньше Sweep, тем более резкие повороты можно совершать на доске.

cant and flex

Cant – угол наклона плавника по отношению к плоскости дна доски. Плавники наклонены в сторону кантов. Чем больше этот угол, тем более отзывчива доска. Уменьшение угла делает доску более скоростной.

Гибкость (Flex). Этот параметр определяет то, насколько плавник может прогибаться в направлении от одного канта доски к другому. Жесткие плавники позволяют легче контролировать доску на резких поворотах. Подходят для больших мощных волн. На досках для начинающих серферов устанавливают, как правило, гибкие плавники. Они«прощают» ошибки новичков и снижают опасность травмирования.

TOE – это угол между осью плавника и стрингером в плоскости доски. Чаще всего плавники располагаются в направлении к стрингеру (toe in) (см. рисунок ниже). Такое положение плавников делает доску более отзывчивой, благодаря тому, что основное давление воды при движении доски приходится на внешнюю часть плавника (со стороны ближайшего канта).

TOE

Foil — это поперечный профиль плавника (на срезе). Этот параметр определяет гидродинамику плавника, то есть то, как вода будет его обтекать. Foil определяет подъемную силу доски – чем он ближе к каплевидной форме, тем больше подъемная сила доски, но меньше скорость.

Существуют плавники с симметричным и асимметричным поперечным профилем. Плоский профиль подходит для больших мощных волн, изогнутый – для маленьких волн.

Flat Foil – профиль, у которого внутренняя часть плоская, а внешняя профилированная. Боковые плавники на схемах расположения twin, thruster и quad чаще всего имеют плоский профиль иногда с небольшим изгибом на внутренней поверхности (со стороны стрингера).

Inner (Inside) Foil —  выше скорость, лучше держится от бокового сноса.

50/50 Foil – симметричный профиль. Используется на центральных плавниках. Обе стороны плавника профилированы.

70/30 или 80/20 Foil – комбинированный профиль. Выше скорость. Более плавный переход с канта на кант. Идеален для всех типов досок.

Fin Foil

Подбор схемы установки плавников в зависимости от типа волны

Более 95% досок оснащаются плавниками согласно пяти классическим схемам:

Single Fin — один плавник. Чаще всего это один большой плавник, расположенный по центру хвостовой части доски. Single Fin в основном используется на лонгбордах. Схема предназначена для плавных поворотов. Обеспечивает доске стабильность, контроль и предсказуемость.

single fin

Twin Fin — два плавника. Обычно это два плавника, установленные симметрично относительно стрингера в хвостовой части доски. Их располагают немного ближе к носу доски, чем в схеме с одним плавником. Такая схема делает доску очень маневренной, ее можно развернуть практически на месте. Доски с такой схемой расположения плавников менее стабильны на больших резких волнах. Чаще всего встречаются на шортбордах и фишах. Не подходят для больших волн.

twin fin

Иногда в такую схему устанавливают дополнительный третий плавник на стрингер немного ближе к задней части доски. Такую схему называют 2+1.

2 plus 1

Обратную схему, в которой центральный плавник больше двух остальных, называют Bonzer. Иногда в схеме Bonzer устанавливают четыре боковых плавника.

Thruster — три плавника. Это аналог схемы 2+1, но размер всех плавников одинаковый. Такая схема расположения плавников позволяет прекрасно контролировать доску. Минус — центральный плавник тормозит доску при движении по прямой. Чаще всего боковые плавники немного разворачивают по направлению к стрингеру (toe in). В классической схеме Thruster два боковых плавника устанавливаются на расстоянии 10-12 дюймов, а центральный – на расстоянии 3-5 дюймов от хвоста доски.

thruster

Quad — четыре плавника. Чаще всего это две пары одинаковых по размеру плавников, расположенные симметрично относительно стрингера. Схему, в которой два передних плавника меньше двух задних, называют Twinze. Ее разработал Уил Джобсон (Wil Jobson).

quad

Five Fin — пять плавников.

five fins

Подбор схемы установки плавников в зависимости от волны

fins according to wave

Подбор плавников по весу райдера

Компания FCS предлагает следующие рекомендации:

Материалы для изготовления плавников

Honeycomb – ячеистый материал. По динамическим характеристикам аналогичен стекловолокну, но меньше весит.

Honeycomb

Углеволокно. У этого материала одно из лучших соотношений прочность-вес по сравнению с другими композитными материалами, представленными на рынке.

honeycomb

Бамбук. Обладает большей, чем сталь, прочностью на растяжение-сжатие.

bamboo

Кроме этих материалов умельцы используют различные виды композитов.

В завершении стоит упомянуть о недавнем изобретении под названием Tunnel Fin. Принцип работы Tunnel Fin основан на свойствах кольцевого крыла. Такой плавник обеспечивает хорошую подъемную силу и уменьшенное сопротивление. При перекладывании веса с канта на кант не нужно прилагать практически никаких усилий. Такие плавники улучшают гидродинамику доски: проходя через тоннель, вода закручивается в воронку, что позволяет избежать ненужной турбулентности на выходе. Tunnel Fin подходит для Mini-Mal, Longboard и SUP. Позволяет выполнять плавные повороты, стабилизирует доску, увеличивает скорость доски при движении вниз от гребня волны.

turbo tunnels

Хорошего свелла!

SurfPortal.ru

Поделись с друзьями: